Статьи

Генерал на трененге или «Открытый урок» для персонала

Часто, выбирая обучающую программу для своих сотрудников, руководитель высказывает желание присутствовать на тренинге. Насколько это целесообразно?

 

Сразу скажу: вопрос неоднозначный. На сегодняшний день имеются два полярных, но одинаково сильно заряженных мнения: «конечно, надо!!!» и «очень нежелательно!!!». Разные тренеры приводят различные аргументы в пользу своих взглядов, которые имеют право на существование. 

Лично я придерживаюсь последней точки зрения. 

 

Вспомните нежное, далекое или не очень, школьное время: открытый урок, всклокоченная и запуганная учительница в красных пятнах от волнения, строгая комиссия из двух-трех хмурых тетенек и дяденек, притихшие одноклассники…  

 

Какая цель ставилась на данный урок? Правильно, показать «товар лицом» и не ударить этим самым лицом в грязь. Все усилия брошены на создание и поддержание этой «потемкинской деревни». 

Следующий вопрос: какова эффективность данного урока с точки зрения обучающего процесса? Ответ очевиден. 

Последний вопрос: какой смысл вкладывать деньги в заведомо неэффективное дело? Если вам действительно интересно, как персонал раскрывается в процессе тренинга, лучше задайте этот вопрос тренеру. Его взгляд не «замылен», беспристрастен, в определенном смысле – компетентен. 

 

Есть еще нюанс, чисто технологический. 

 

Для оптимального усвоения материала и эффективной наработки практических навыков во время тренинга формируется специальная обучающая среда, в которой эти процессы происходят значительно быстрее. И одним из основных условий ее является безопасность, конфиденциальность и безоценочность. Лишь при этих условиях участники тренинговой группы смогут на время отойти от обычных поведенческих стереотипов и сформировать новые. Каким бы замечательным руководитель бы не был, его присутствие эту атмосферу автоматически разрушает, снижая эффективность проводимого тренинга. 

Однажды руководитель одной оптовой компании, пожелавший присутствовать на тренинге, прямо заявил о своем намерении «посмотреть, что из себя представляют и как проявятся» его сотрудники. Надо ли говорить, что на преодоление сопротивления и на нейтрализацию опасений продавцов было потрачено времени, значительно больше, чем было запланировано? Времени, оплаченного этим же руководителем... 

Бывает ситуация прямо противоположная. Выглядит это, примерно, так. «У нас на фирме теплая обстановка, дружный коллектив, мы все – и руководители, и рядовой персонал, – всегда и везде вместе. Мы не стесняемся друг друга!» Это часто происходит в тех организациях, где обстановка «тусовки» преобладает и пока не очень четко прорисована иерархия и зоны ответственности.  

Не всегда вашим подчиненным надо знать ваши слабые места. Если же вы убеждены, что таковые у вас по определению отсутствуют, то тогда зачем вам тратиться на тренинг? Вы же сами все можете сделать для своего персонала!  

Сложности могут быть еще и вот какого плана: вы привыкли общаться с сотрудниками из роли руководителя. Но на тренинге – как в бане: все одинаково голые. Здесь нет начальников и подчиненных, все происходит по иным законам. Генеральский или майорский мундиры оставлены в другом месте.

Если же вы, не смотря ни на что, не боитесь выглядеть «простым смертным» в глазах сотрудников, если вы готовы признать, что не всегда являете собой образец или мастер-класс в области чего-либо – тогда рискните! В этом случае лучше всего перед занятием оговорить с тренером все предполагаемые нюансы этой непростой ситуации. 

+7 (343) 382-15-39